Дворцово-парковый комплекс Версаль (Франция)
французские сады. И первым нашим парком будет знаменитый Версаль
(Versal).
В площадках кружева садов,
Стал настоящим ожерельем,
Вобравшим славу и любовь.
Ансамбль дворцовый, как наследье -
Потомкам верным на века,
Несёт незыблемое кредо
От постулатов короля.
Неподражаемым шедевром
Построен с роскошью дворец,
Где каждый дюйм и каждый метр -
Неописуемый венец!
Здесь дух Людовика витает!
Его могущество и власть,
И зелень парков раскрывает
Мазками барочную масть.
Интриги, празднества, застолья,
Особым свойством этикет,
Дам неподкупная фривольность
Нам предстает из прошлых лет.
Фасад дворца встаёт пред взором,
В огромный сильный разворот,
С могучей линией простора,
Где шум листвы поёт фокстрот.
Остроконечная решётка,
Ворота с золотом герба -
Играют трепетные нотки
Для стен имперского двора.
Вот, торжество архитектуры!
И соразмерность площадей,
Стоят античные фигуры
В разбитом кружеве аллей.
Цветочный бум в обширном парке
И стилизация игры,
Тут зелень стелется на акры
Среди фонтанов и воды.
На лошадиной колеснице
Из вод всплывает Аполлон,
Струя лазурью серебрится,
Литье скульптуры в тёплый тон.
Как гармоничны изваянья,
Венера – символ красоты,
Рождает шарм очарованья
Для вечной зелени весны.
Фонтан гиганта Энкелада -
Момент агонии души,
Афина ввергла в муки ада
Огромной глыбою скалы.
Слиянье рек – объединеньем -
Скульптурной группой островов, -
Есть совершенство, выраженье,
В котором царствует любовь.
Луара, Сена и Гаронна -
Блестящий синтез простоты,
В ландшафт Альпийской горки – Рона
Работой мастера Тюби.
Незабываемо мгновенье,
Дорожкой лёгкий променад,
Версаль – само обожествленье!
Палитра красок – маскарад.
Большой канал, пруды, бассейны,
Ось композицией частей
И медоносные растенья
Духовным замыслом идей.
Арена праздного гулянья,
Каскады форм и ручейки, -
Как декорации ваянья
По тексту оперы Люлли.
Игрались пьесы в сценах театра,
В рассвете яркий классицизм,
Двор нёс немыслимые траты,
В триумф победы – монархизм.
Жемчужным блеском отраженья -
Большой и Малый Трианон,
Являли дух уединенья
Для императорских персон.
Мольер в художественном жанре
Здесь воплощался наяву,
И дамы в ложе бенуара
Давали лестную хвалу.
Тартюф – греховностью паденья,
Брак поневоле и Скупой,
Раскрылись высшим проявленьем
И содержательной игрой.
Жан Расин в строгость исполненья
Развил всю жертвенность любви,
Глубокий смысл проникновенья
В культ человеческой души.
Здесь гармоническая строгость,
Оплот теченья – ясенизм,
Служила стержнем только кротость
И возрожденный кальвинизм.
И вот, игра, Антуанетты!
На сцене действо – пастораль,
Вокальным жанром оперетты
Звучит в напевность ветра даль.
Быт деревенского уклада,
Костюм пастушки на плечах,
Сад – спелой гроздью винограда
И декорации в лучах.
Перенесемся на столетье -
Времён строительства дворца,
Когда придворные кареты
Стекались веером сюда.
Версаль, стояла деревушка,
Кругом болота, да поля,
Скупил Людовик все владенья,
Чтоб здесь был замок короля.
На лоне отдых в созерцанье
Прочь от тяжёлой суеты
Природа нежила сознанье
Неспешным шелестом листвы.
Нет больше мельницы с амбаром,
Владенье Гонди шло под снос,
Жак Буассо в клавир октавы
Размежевал на землях ось.
Четыре корпуса из камня,
Сооружение со рвом…
Луи Лево подводит грани,
Рождая новый перелом.
Парк с регулярной планировкой
Андре Ленотр осуществил,
С необычайною сноровкой
Газоны в линию разбил.
Баскеты грамотной посадкой,
Кусты подстрижены в наряд
Мир первозданного порядка,
Где торжествует стиль и лад.
Три лучевые магистрали
Сходились строго в курдонер
И воплощение морали
Приобрело здесь свой манер.
Ва-ле-Виконт – Фуке именье,
Взят для Версаля образец,
И в лучшем стиле Возрожденья
Был возведён большой дворец.
Архитектурным построеньем
Возник в античность пропилей,
Парк стал готовым завершеньем
И идеалом королей.
Фасады также удленились
За счёт пристройки корпусов,
Тут Королева разместилась,
Напротив Лестница Послов.
Д’орбе закончил оформленье,
Вписал Решётку и узор,
Два павильона продолженьем
Образовали стильный двор.
Искусство синтеза скульптуры,
Садово-парковый пейзаж,
Объем пространств архитектуры
Сформировали антураж.
Средств выразительная тонкость:
Масштаб, пропорция и цвет,
Живая пластика и стройность, -
Как стихотворный слог сонет.
Ансамбль Версаля развивался,
Монсар пристроил два крыла,
И облик здания рождался
По выражению творца.
Пристроем Церковь с Вестибюлем -
В градостроительной среде,
Ну, как не крикнуть: «Аллилуйя!
Подчинено всё красоте!»
Фасад Зеркальной галереи -
Обильем золота, стекла,
Зал исключительностью веет
В парадном марше хрусталя.
Война и мир, как антитеза,
Два зала, Славы и Побед,
Под бой солдатской Марсельезы
Несётся знамя прошлых лет.
Убранство внутренности залов
Прекрасно выполнил Лебрен,
Эскизы с деревом, металлом
Имеют высшую ступень.
Опочивальня взмахом кисти,
Висит зелёный гобелен,
Непререкаемостью истин -
Картины в рамах, облик стен.
Художник живописью цвета
Создал парадный интерьер,
Всё исключительно согрето
Рисунком ткани и портьер.
Чуть позже, Хижину и Ферму
Возвёл старательно Ришар,
И драгоценным камнем «гемма»
С тех-пор несёт нетленный дар.
Сооруженье в грандиозность!
Масштабным планом этажи,
Ритм композиций – протяжённость -
Единством линии оси.
Наследье – воли классицизма!
Таким представился Версаль, -
Есть высший пик абсолютизма,
Побед великих и печаль.
Автор: Валентин Клементьев
Версаль – маленький городок под Парижем.
Сегодня он известен всем и каждому, ведь здесь располагается шедевр
ландшафтной архитектуры – грандиозный дворцово-парковый комплекс.
Возник он на месте небольшого дворца и охотничьих угодий Людовика XIII,
которые занимали всего сто гектар. На этом месте Король-Солнце Людовик
XIV поручает Ленотру возвести небывалый по размаху парк, который будет
достоин Его Величества и восславлять его могущество.
Андре Ленотр из семьи королевских садовников навеки
вошел в историю как один из лучших мастеров ландшафтного искусства.
Кроме Версаля он создал, например, парк Тюильри в Париже, сады замка
Шантийи, Марли вблизи Лондона и Во-ле-Виконт, который заказал ему
министр финансов Фуке.
Увидев этот парк Луи XIV был восхищен и обижен, что
его подданный имеет сад, какого нет даже у короля. Поэтому Фуке вскоре
был арестован, а Ленотр получил заказ на создание истинно королевского
парка, какого нет нигде в мире. Баснословная стоимость проекта не могла
остановить молодого тщеславного монарха.
Размах проекта поражает и сейчас. Планировочные мероприятия охватили
площадь около 10 000 га (10 кв.км), дворец протянулся на 500 метров.
Ленотр создавал Версаль в течение сорока лет, и после его смерти в 1700
году дело продолжили его последователи.
Версаль возник на болотистом месте и является
творением человеческих рук, как бы противопоставлен естественной
природе, подчеркивает тотальную власть над ней. Сюда было завезено
неисчислимое количество грунта, создан искусственный рельеф. Деревья
высаживались уже большими.
Кстати, многие деревья были вывезены из опального
Во-ле-Виконта. Одна очевидица тех событий, живущая в городке Версаль,
писала, что мимо ее окон бесконечным потоком в сторону дворца двигались
подводы с деревьями, и казалось, будто лес ожил и передвигается по
улице.
Весь этот огромный комплекс создан по единому
проекту. Ленотр смог сочетать единство композиционного решения с
тщательной проработкой деталей. Ансамбль развивается вдоль основной оси,
протянувшейся с востока на запад.
Знакомство с Версалем начинается с площади Армий,
одной из крупнейших в Европе. К ней ведут три лучевые аллеи из города.
На площади перед дворцом установлена конная статуя Людовика XIV. Здесь
пока не виден парк, и тем сильнее впечатление от внезапно открывающейся
бесконечной перспективы, которое охватывает вас, когда вы попадаете по
другую сторону дворца.
В парадной части раскинулось партерное открытое
пространство, где главный элемент – два зеркальных бассейна, в которых
отражается дворец, солнце и небо. Слева и справа находятся южный и
северный партеры. С южной стороны по лестницам «ста ступеней» можно
спуститься к оранжерее, откуда летом выставляют на улицу сотни
экзотических растений в кадках.
Далее ось завершается озером Швейцарцев. В северном
направлении тянется аллея Детей. На этой оси расположены фонтан
Пирамида, фонтан Дракон, а заканчивается она фонтаном Нептуна с большим
бассейном.
Далее к западу территория слева и справа от основной
оси разбита на квадраты – боскеты. По периметру они обсажены плотной
стриженой зеленью, а внутри находятся различные садовые изыски. Есть
здесь фонтаны, скульптуры, грот, колоннада, театр и другие забавы.
По главной оси парка располагаются друг напротив
друга два знаменитых фонтана: Латоны, посвященный любимой матери Луи XIV
и Аполлона, ее любящего сына. Между этими фонтанами находится еще одна
особенная деталь Версаля – зеленый ковер, полоса идеального газона
длиной 300 метров.
За фонтаном Аполлона начинается Большой канал.
Перспектива в этом направлении теряется где-то в голубой дымке. По
каналам Версаля и сейчас, как в прошедшие века, можно покататься на
лодке.
В Версале работают 1400 фонтанов. Раньше, когда не
знали электричества, для подачи воды была построена гигантская насосная
машина на Сене, которую приводили в действие только во время прогулок
короля.Версальский парк щедро украшен скульптурой. Некоторые изваяние
были вывезены из того же Во-ле-Виконта.
Отдельную группу построек со своими собственными
садами представляют два Трианона: Большой и Малый. Трианоном называлась
деревня, которую Людовик XIV приобрел в 1668 году с намерением построить
здесь павильон для легких трапез. Большой, или Мраморный, Трианон
построен еще при Людовике XIV, а Малый позже – в 1768 году по заказу
Людовика XV.
Большой Трианон – это миниатюрная композиция на тему
Версаля, здесь есть много похожих элементов, например, водное зеркало,
бассейн, замыкающий главную ось, стриженые деревья, трехлучевая система.
Кроме того, со смотровой площадки Большого Трианона открывается
панорама парка и Большого канала.
Малый Трианон отражает уже иную идею паркостроения.
Он стал любимым местом пребывания французской королевы Марии-Антуанетты,
супруги Людовика XVI, который подарил ей маленький летний дворец
Трианон – крошечную страну, суверенное государство в громадном
Французском королевстве.
В Малом Трианоне Мария-Антуанетта, находясь под
впечатлением от получивших широкое распространение во второй половине
XVIII века идей Руссо, пожелала иметь невинный естественный ландшафт.
Пожалуй, самым интересным местом в саду Малого
Трианона является Ферма Марии Антуанетты – идеальная деревня из
двенадцати домиков, раскинувшаяся по берегам Большого озера. Здесь есть
сыроварня, башня, рыбацкий цех, мельница, голубятня, ферма, хижина,
домик охраны.
Главная постройка в деревушке – домик Королевы под
черепичной крышей на берегу пруда, в который, тихо журча, впадает
ручеек. В пруду есть островок, куда перекинут прелестный мостик.
По пруду грациозно плавают белые лебеди. Прогулки по
всем отделениям Фермы, дойка коров, ловля рыбы в озере доставляли
Королеве истинное удовольствие.
Конечно, эта королевская деревня была игрушкой, в
которой крестьянские девушки, например, должны были полоскать белье в
ручье и при этом напевать. Коров и свиней здесь ежедневно тщательно мыли
и повязывали им цветные бантики.
Во время путешествия по Европе Павел I, будучи еще
Великим Князем, и его жена Мария Федоровна побывали в гостях у
Марии-Антуанетты. Им очень понравились сады Малого Трианона, и некоторые
идеи были позже использованы в родном Павловске.
Приезжать в Версаль на несколько часов не имеет
смысла. Его нельзя осмотреть даже за один день. Но если у вас все же
недостаточно времени, не отказывайтесь от поездки.
Даже то немногое, что вы успеете увидеть, произведет
на вас неизгладимое впечатление, и вы будете мечтать о новой поездке в
Версаль. И пусть ваша мечта осуществится!
Автор: Светлана Чижова
Официальный сайт дворцово-паркового комплекса Versailles (Версаль)