Комплимент как инструмент развития
Существует четыре основных этапа построения комплимента, и каждый из них активирует конкретную чакру и те качества, которые этой чакре свойственны.
Красным цветом выделен комплимент, синим цветом выделена похвала.
Этап 1. Хвалить человека за то, что он только захотел что-то сделать.
При этом мы помогаем ему развивать две чакры: аджну - зону головы (принял решение) и свадхистаны - паха (появилось желание).
а. «Сын, ты такой ответственный, ты захотел прибрать в комнате. Ты просто чудо».
б. «Андрей Викторович, Вы целеустремленный человек! Вы уже захотели увеличить объем продаж вашего отдела. Мне приятно работать в команде с таким действенным человеком».
Этап 2. Хвалить человека за то, что он начал что-либо делать.
При этом мы помогаем ему активизировать и развивать одну чакру, манипуру - зону пресса (начало действий).
а. «Сын, ты уже начал прибирать в комнате. Мне так приятно, что ты умеешь воплощать свои слова в жизнь, ты просто супер».
б. «Андрей Викторович, Вы молодец, Вы уже провели первое общие совещание. Мне очень приятно, что в нашей команде есть такие энергичные и деловые люди, у которых слова полностью соответствуют действиям. Именно такие люди быстрее всех достигают значительных успехов, мне приятно работать в одной команде с таким прекрасным человеком, как Вы».
Этап 3. Хвалить человека за то, что он уже какое-то время что-то делает.
При этом мы помогаем развивать две чакры: манипуру - зону пресса (действия), и муладхару - зону копчика (длительность в действиях).
а. «Сын, полчаса глядя, как ты прибираешь в комнате, я радуюсь тому, как замечательно ты можешь выполнять намеченное. Я чувствую себя самой счастливой матерью на свете».
*Очень важно не вставить фразу типа - "Ты у меня такой ... ", у вас может быть ручка, сто долларов но никак не живой человек. Такая фраза провоцирует уменьшение уверенности сына в себе, а в случае с мужем строго запрещена, и не потому, что я мужчина ))
Лучше уж сказать, "Мне приятно быть мамой такого действенного сына", или в случае с мужем - "Мне приятно что я жена такого основательного мужчины". Если конечно у вас нет в целях стать БизнесМЕНшей
б. «Федор Петрович, вы полчаса проводите демонстрацию продаж нашему персоналу. И к каждому человеку находите индивидуальный подход. Только успешные люди могут так долго и с воодушевлением делать свою работу. Мне очень приятно, что вы работаете именно в моей компании».
-- важно, чтобы в этом этапе не использовались слова типа уже, здесь важно хвалить именно за отрезок времени и за процесс. Можно сказать, что этот этап самый важный, так как активирует и у ребенка и у сотрудников желание действовать и желание действовать долго и ... самый редко используемый вид комплимента.
Этап 4. Хвалить человека или себя за то, что закончил дело.
При этом мы помогаем развивать две чакры: аджну и муладхару - зоны головы и копчика.
а. «Сын, ты молодчина, ты закончил прибирать в комнате. Я смотрю и радуюсь! Какой ты основательный молодой человек. Теперь у нас так чисто и красиво! Дай я тебя поцелую».
б. «Федор Петрович, мне очень понравились результаты Вашей инициативы, Вы смогли не только увеличить объем продаж в прошлый месяц но и сделать эту цифру нормой, очень приятно иметь дело с таким инициативным и действенным человеком».
P.S. В детстве этим этапом комплимента нами в основном манипулировали, так что рекомендую пользоваться им осмотрительно, так как при его произношении у человека бессознательно включается защитный механизм, из за того, что этот этап похвалы (значительно реже комплимента) обычно используеться для манипуляций, как инструмент для того, что бы другие люди стремились соответствовать нашим ожиданиям: "Ты умница ты выучила уроки" (похвала); "Ты молодец прибрала в комнате" (похвала); "Андрюха ты человек слова, приятно работать с человеком умеющим заканчивать дела за которые взяли ответственность" (комплимент).
P.S. Важно помнить, что как и комплименты, похвала тоже имеет четыре уровня но она не "подпитывает" энергией какие либо качества (действенность, активность, решительность, инициативность, умение заканчивать свои дела) а лишь выражаете наше отношение (ты хороший, ты классный, ты клевый, ты супер). Более подробно об отличии и сходстве комплиментов и критики, осуждения и похвалы и в статьях Сергея Зыкина "Как правильно хвалить ребенка".
Фрагмент из книги - "Зоны тела и развитие личности"
Автор Александр Ильинский
http://www.chakrachka.ru/stat_i/compliments.htm