На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свет Зареницы

2 068 подписчиков

С разных сайтов

Ученик спросил: "Говорят, что одно мгновение гнева уничтожает энергию добрых дел, накопленную за многие жизни. А что делать, если меня кто-нибудь ударит?"
-Учитель сказал: "А если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя?"
-Ученик засмеялся: "Ну, это же просто случайность, что ветка упала именно в этот момент.

Не могу же я гневаться на дерево".
-"Вот именно - сказал учитель. - Кто-то обезумел и ударил тебя - это все равно, что ветка упала. Пусть это тебя не тревожит, иди своим путем, как ни в чем не бывало".

 

 

Жил-был старичок. Его домик находился в бухте, на небольшом пляже, и стоял почти у самой воды. Старичок очень любил покой и тишину. Но в один день, к его домику прибежали играть дети. Им очень нравилось играть на небольшом пляже возле этого домика: плескаться в волнах моря и бегать по песку. Их восторженные крики раздражали старика так любившего жить тихо, но он терпел, успокаивая себя, что им надоест и они перестанут сюда приходить. Однако, дети приходили и играли в воде и на берегу каждый день в течении уже второй недели и он от этого устал. Он понял, что сами они уйдут не скоро. Человек он был застенчивый и не мог прямо сказать даже детям, что его что-то раздражает. Однако, он был неглуп. В один день, он вышел к детям и сказал: "Дети, если вы завтра придёте сюда и будете тут играть и резвиться так задорно и весело как только сможете я каждому из вас дам по 10 центов."
Обрадовались дети. Как здорово, приходить туда куда тебе нравится, играть там и ещё получить за это 10 центов! Старичок сдержал своё слово и следующим вечером, оттерпев их крики, вышел к ним вечером и каждому дал по 10 центов. И сказал им тоже самое что и вчера. Так продолжалось несколько дней. Пока одним вечером он не сказал следующее: "Дети , если вы сюда придёте раньше,чем обычно и будете тут играть дольше и с ещё большим задором, то каждый из вас получит по 50 центов!" Дети очень обрадовались и в следующие дни приходили играть к полудню и уходили только после 6 , а старик всё это терпел, а вечером давал каждому по 50 центов. Так продолжалось несколько дней, пока старик одним вечером не сказал следующее: "Если вы сюда придёте к 8 утра и уйдёте в 8 вечера и будете бегать, плавать и кричать не переставая, каждый из вас получит по доллару!"
И стали дети ходить играть к старику на пляж как на работу. Если раньше, они проводили там всего несколько часов, то сейчас сидели там с утра до вечера,чтобы только получить деньги от старика. Они уставали постоянно резвиться и играть, но не хотели отказываться от доллара. И старик исправно уплачивал им этот доллар. Это продолжалось всю неделю. Однако, в конце недели, он, отдавая им по доллару, сказал: "Дети, у меня кончились деньги, но вы приходите и на следующей неделе играть так же как и сегодня". Не понравилось это детям. "Это что же получается? - обсуждали они , пока шли с пляжа домой. - Мы будем тут играть за просто так? Мы и так тут устали уже играть днями напролёт, и если раньше мы получали за это доллар, то теперь не получим и цента?" И на следующий день они не пришли, и на послеследующий тоже. Старик вернулся к своим тишине и покою.
-----------
ИТАК. В чём же мораль? Старик превратил внутреннюю мотивацию этих детей ( им хочется приходить и играть) во внешнюю(приходить и играть только чтобы получать деньги от старика), и когда источник внешней мотивации исчез ( переход с доллара к нулю - естественно демотивирует), то у детей не осталось никакой мотивации вообще.
Вот в чём опасность внешней мотивации. Если её источник, который мотивирует вас к каким либо действиям, исчезает, то исчезает и сама мотивация. Поэтому надо стараться, чтобы мотивацией ваших действий были вы сами. Надо стараться иметь внутреннюю мотивацию. Извините за тавтологию.
Почему я придумал эту притчу? Потому, что наблюдаю у себя в универе, как многие одногруппники не имеют никакой внутренней мотивации к обучению, их поступление - это желание их родителей впихнуть сына или дочь в "престижный вуз на престижную специальность" , и их родители - это внешняя мотивация для них самих. Однако, проблема в том, что не их родителям придётся работать по этой специальности, а им самим. И это будет очень печально, когда они этим не хотят заниматься, а хотят заниматься другим; и они в итоге либо выберут свой путь ( потеряв несколько лет ), либо не выберут и будут постоянно недовольны тем как сложилась их жизнь и будут ненавидеть свою работу, а причиной всему будет внешняя мотивация их действий.

наверх