Батик Надежды Соколовой
Во что, скажите, кисти окунуть
Для написанья истинного счастья?
Закрыть глаза? Напротив, распахнуть?
Какой на это мне ответит мастер?
Какой расскажет технологии чудес
И правила для призрачных видений?
Кто крылья даст добраться до небес,
Творить, не мучаясь беспутностью сомнений?
Неизвестный поэт.
Об этой художнице уже многие писали, но о хорошем не вредно и напомнить. Это – Надежда Степановна Соколова. Биографических сведений о ней удалось найти немного, да и фотографию – только такую, уж извините.
Итак, Надежда Соколова родилась в 1973 году в Дрездене. А профессии она обучалась уже в России – в Художественной школе Новгорода (1986-1990 гг.) и на Рекламном отделении Новгородского училища культуры, которое закончила с отличием в 1995 году. В 2000 году Надежда защитила диплом на факультете Искусств и Технологий НовГУ им. Ярослава Мудрого. Уже с 1996 года молодая художница принимает участие в различных выставках. Произведения ее вскоре приобрели мировое признание. Талант художницы многогранен: она работает и в живописи, и в графике, и в лаковой миниатюре; изготавливает очень интересные авторские куклы. Наиболее подробно с ее работами можно познакомиться на сайте художественной галереи ArtNow. Но основной творческой сферой Надежды Соколовой являются произведения, выполненные способом «батик» - искусстве древнем, но пользующемся сейчас небывалой популярностью.
Все знают, что «батик» - один из способов окраски тканей, но что же это такое конкретно?
Считается, что искусство батик зародилось на острове Ява (Индонезия). Само слово «батик» (batik) – индонезийское, означающее в переводе «капля воска», а индонезийское же слово membatik означает «рисовать, покрывать каплями, штриховать». Однако батик имеет гораздо более древние корни – по некоторым сведениям, он был популярен еще в древнем Шумере. С незапамятных времен батик использовали для окраски тканей в Африке, Японии и других странах. В Европу техника батик пришла в начале XX века вместе с модой на все «восточное».
Техника батик основана на том, что на определенные участки ткани наносят парафин, резиновый клей, определенные виды смол и лаков, - словом, вещества, не пропускающие краску. Такие вещества называются «резервирующими», или просто «резервами». Непрокрашенные участки ткани образуют задуманный художником узор, определяя границы между различными красками, нанесенными на ткань. Таким образом, можно сказать, что батик – это техника росписи ткани с использованием резервирующих составов.
Современный батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики.
Существует несколько видов батика - горячий, холодный, узелковый, свободная роспись и другие. Они отличаются способом резервирования ткани.
В качестве резервирующего вещества в ГОРЯЧЕМ БАТИКЕ используется воск. Он наносится с помощью специального инструмента, называемого ЧАНТИНГОМ. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают ее распространение. Горячий батик называется так потому, что воск используется в горячем, расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.
ХОЛОДНЫЙ БАТИК в большей мере используется при нанесении краски на шелк, хотя расписывать этим способом могут и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальная резиновая субстанция. Резервы для холодного батика бывают как цветные, так и бесцветные. Они наносятся либо специальными инструментами - стеклянными трубочками с резервуаром, либо используются резервы в тюбиках, оснащенных удлиненным носиком.
СВОБОДНАЯ РОСПИСЬ.Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шелка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустками), а также масляными красками со специальными растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.
СВОБОДНАЯ РОСПИСЬ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОЛЕВОГО РАСТВОРА. Этот способ состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введен раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, дает возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом.
УЗЕЛКОВЫЙ БАТИК. Результат достигается путем перевязывания и окрашивания, либо произвольными узелками, либо ткань складывается определенным образом (так называемый способ ШИБОРИ).
Надежда Соколова в своем творчестве совмещает несколько методов. Вот что она сама пишет об этом:
«…до увлечения батиком, я занималась разработкой оригинального стиля в миниатюре, и этот опыт отразился на работе в стиле батик. Был и "чистый холодный батик" и творческие поиски в горячем батике, но это в итоге привело меня к смешанной технике. Это и опыт живописи и конечно миниатюра. Художники занимающиеся росписью икон, и вообще прикладники меня поймут. Я начинала с азов Новгородской школы иконописи, а вы знаете это сильнейшая школа и серьезный старт. ... я это называю батиком только потому, что использую приемы холодного батика и художественные материалы, которые используются только для батика…»
Темы росписей Надежды Соколовой – самые разнообразные, но в основном это натюрморты, романтические и фантастические сюжеты. Цветы и листья, деревья и плоды, знаменитые соколовские кошки, иллюстрации к сказкам, ангелы, феи, романтические влюбленные пары… И все так нежно, возвышенно, благородно, что просто дух захватывает. Впрочем, смотрите сами. По тематикам делить не стала – все вперемешку, так веселее и интереснее.
Алиса в Стране Чудес. Сумасшедшее чаепитие
Алиса в Стране Чудес. Белый Кролик
Большой космический автосалон
Амариллисы
Бабушкины куклы
Ромео и Джульетта
Африка
Любовь
Петербург парадный
Эльфы
Японская вишня (вверху); Сакура
Ангел на качелях (слева); Яблочный Спас
Герберы
Лодки
Любовники
Трио "Бродяги"
Куклы
В гостях
Влюбленные
Цветущие маки
Сказка, рассказанная на ночь (в нижней части картины слева - прикреплена авторская кукла Надежды Соколовой)
Знак зодиака Близнецы
Знак зодиака Телец
Дом моей мечты
Древо времени
Я подарю тебе...(слева); Свидание
Японские любовники
Генерал с семьей
Неодинокий фонарь (слева); Ключи от дома
Цветущая сакура
Ангел света
Дедушка Лео
Розовые ирисы
Другие ирисы
Девочка
Фламинго
"Царские кудри"
Богини судьбы
Изобилие
Путешественник (слева); Путешествие
Архангел Гавриил (слева); Архангел Уриил
Ромашки (слева); Тюльпаны
Хозяин морей
Врата Шамбалы (слева); Трон Будды
Иван и Данила
Пузыри (слева); Дон Кихот и Санчо
Розовые тюльпаны
Спящий Ангел
Кафе "La Chatte" ("Кошечка")
Муза (слева); Русалочка
Мурзик-Гагарин
Лилии
Малыши
Моя звезда (слева); Волшебное слово "Мутабор"
Розовые и тигровые лилии
Лист
Разносчики цветов
Амурчик на ромашковой Луне
Кот Бегемот
Пионы
Восточная сказка
Магнолии
Одно крыло на двоих
Ты и я
Осень (слева); Сухоцветы
День и Ночь
Парки
Холодное лето (слева); Луна на смычке
Маки
Дедушка
Орхидеи
Северный свет
В Праге (слева); Как проехать к Питеру Брейгелю?
Голубая фея
Натюрморт
Кот (слева); Заместитель Хранителя времени
Каникулы
Любители латте
Сиреневая фея
Осенний натюрморт
Сны
Большие гонки
Снежный Ангел
Земное притяжение
Наполеон и Жозефина (слева); Прогулка
Спящий
Воспоминания (вверху); Автолюбитель
Страна чудес (слева); Бабочки