На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свет Зареницы

2 069 подписчиков

Сегодня - День Ивана Купалы

Сегодня - День Ивана Купалы


 

 Июнь 24  Сегодня по древнеславянскому календарю – день летнего солнцеворота, или праздник Ивана Купалы. После крещения Руси в народном сознании водяное божество Купала тесно переплетался с образом Иоанна Крестителя, что отразилось в названии самого праздника, состоящего из христианского имени Иван и языческого – Купала. С переходом России на новый григорианский календарь, праздник сместился на начало июля, и потерял связь с комическим циклом. Однако в последние годы праздники разошлись: Купала, как и в древности, празднуется в 20-х числах июня – в дни солнцеворота, а день Иоанна Крестителя – 7 июля.

Как передает корреспондент «Нового Региона», по древнему поверью Купала олицетворял расцвет сил природы. Купальские мотивы символизирует изгнание нечистой силы, которая, если верить народным поверьям, особенно активна именно в это время. Для борьбы со злыми духами использовались все известные действие и способы.

С утра, по обычаю, славянские девушки собирали травы, цветы, плели венки и запасали травы-обереги – полынь, крапиву, зверобой – для всех участников праздника. Обережные травы обычно закрепляли на поясе.

Парни в это время срубали дерево высотой в 1,5-2 человеческих роста. Его устанавливали на чистом ровном поле или берегу реки. Девушки украшали дерево цветами и цветными лоскутами ткани. В народе это дерево называли «марена» или «купала». Под дерево клали изображение Ярилы – весеннего бога. Перед куклой клали угощения, рядом складывали два костра. Тот, что побольше, назывался Купалец. В его середине устанавливали высокий шест, на вершине которого крепили деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Вокруг костра и разворачивалось главное веселье. Другой костер, размером поменьше, считался погребальным и служит для сожжения лика Ярилы.

Праздник начинался около четырех часов дня. Все выстраивались вокруг березки. По рядам пускали братину – ковш с хмельным напитком. Вокруг деревца участники вели хоровод, наигрывая в гудки, трещотки, бубны и колокольцы, запевали песни проводов Ярилы.

Ближе к сумеркам собирались к костру – Купальцу. Зажигала его девушка. После этого и начиналось гулянье. Ходили ряженые, устраивались игрища, молодецкие бои. Девушки в это время высматривали суженых. Когда костер прогорал, начинался выбор суженых. Происходило это так. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара образовалась. А если разойдутся, то каждый ищет себе новую пару.

У огня пели песни, рассказывают старинные сказы, былины и небылицы. Потом, ночью, зажигали деревянное колесо и катили его до воды. На реке суженые обменивались венками, после чего каждый клал свой венок на плотик из веток и соломы и пускал его по воде.

С обрядами Купальской ночи были связаны разные приметы. Например, когда девушки бросали на воду венки, гадали: если он утонет – это к разлуке с любимым или смерти, если поплывет – это означает радость замужества, а вернется к берегу – быть незамужем. Прыжки через костер тоже раскрывали секреты. Если пламя не касалось прыгающего, это означало скорую свадьбу. Отсутствие искр сулило скорую удачу и счастливую жизнь. А если девушке не удавалось перепрыгнуть через костер, ее могли назвать ведьмой. Кроме того, в купальских кострах сжигали снятые с больных детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и сами хвори.

Смельчаки на Купалу искали ночью в лесу цвет папоротника. Праздник заканчивался на рассвете.


Картина дня

наверх